Безбожная, греховная... жизнь - это мука невыносимая! Поэтому Иисус пришёл "отпустить измученных на свободу" (Лук.4:18).

=1=

Слово "каяться" означает:

  • сожалеть о своих поступках и поступках ближних (Суд.21:15),

  • раскаиваться в грехах (Матф.21:29),

  • просить прощение у Бога (1Иоан.1:9),

  • изменить образ мыслей и поведение (Маф.9:2-8).

То есть полное обращение к Богу. Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии Господу, в отказе от помощи других богов (1Кор.8:5-6), в недопущении злых и богопротивных поступков по заповедям Нового Завета (1Иоан.2:3-4).

=2=

В Библии ясно говорится, что к покаянию приводит Сам Бог, Его благость (доброта) (Рим 2:4). Бог обличает Свой народ, и народ кается (за исключением богопротивников) (Иер 31:19). Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное к покаявшимся людям, и научает путям Своим (Мф 3:2), иначе, - погибель (Лук.13:4-5).

=3=

В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться к Господу (Мф 4:17; 9:13), даруя покаяние всем людям (Деян 11:18). Бог не хочет смерти беззаконника, Он желает, чтобы грешник оставил свои худые пути и был спасён (Иез 18:23). Покаяние, к которому призывают апостолы (Деян 2:38), — это не насилие человека над собой, а добровольное обращение к Иисусу Христу, Который "пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф 18:11). Из притчи о блудном сыне (Лк 15) становится ясно, что покаяние человека (измученного греховной жизнью) заключается в исповедании им своей вины (Лк 15:21; Иов 42:6; Пр 28:13; 1Ин 1:9) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком (Иак 5:16). Обращение к Господу невозможно без веры и надежды, основанных на жертвенной смерти Иисуса Христа (Лк 24:47).

=4=

Покаяние может сопровождаться:

  • постом (Иоил 2:12; Иона 3:5),

  • плачем (Мф 26:75; Лк 7:37-38),

  • разрыванием одежд (3Цар 21:27; Езд 9:3),

  • облачением в траур (Иона 3:5)

  • и биением себя в грудь (Лк 18:13).

Но пророки призывают вместо разрывания одежд - "раздирать сердца" (Иоил 2:12-13), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, говоря о "достойном плоде покаяния" (Мф 3:7-8). Истинное покаяние начинается с признания собственной вины (Иов 42:6), и ведет к совершению праведных поступков (Деян 26:20), включая, отказ от прежнего греховного образа жизни (Рим 6:1-2).

=5=

Сознательное совершение грешного поступка может сделать покаяние невозможным: "Ибо если мы, получив познание истины, произвольно (намеренно) грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр.10:26,27).

=6=

Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (Рим 9:18). В этом случает Бог ведёт человека по ложному пути (к погибели): "...со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2Фесс.2:10-12)

=7=

Существует повседневное покаяние, это - исповедование всех грехов, совершённых до жизни в Боге: "Чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали" (2Кор.12:21). То есть, когда приходит мысль о каком-либо грехе, совершённом..., то, не исключено, что это Дух Святой обличает (Евр.12:4-5)! И потому надо опять молиться, каяться... И эта практика может продолжаться всю жизнь!
_____________________

Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя (или читателя) в отчаяние, она открывает ему путь спасения (Ам 9:11-12; Лк 3:18).

Церковь, по повелению Христа, возлагает на себя миссию проповедовать покаяние всему человечеству, чтобы не погибнуть, но наследовать жизнь вечную (Лк 24:47; Деян 17:30).