=1=

Ветхозаветная праведность человека заключалась в том, чтобы поступать в соответствии с Божьими заповедями. Но праведность благочестивого человека - это не его нравственное совершенство, а богобоязненное поведение и упование на Бога:

17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
(Пс.102:17-18)

=2=

Парадокс, когда, с одной стороны, говорится, что для Бога "нет ни одного делающего добро", "нет человека праведного на земле" (Пс 13:1–3; 142:2; Еккл 7:20), а с другой, — что некоторые люди все же были праведными, живущими по Божьему Закону:

5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
(Лук.1:5,6)

=3=

Сила, питающая в человеке его праведность в Новом Завете, заключена в его связи с Иисусом, поскольку "Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" (1Пет 2:24).

Только через рождение свыше человек получает оправдание перед Богом (Иоан.3:3). Через веру в Иисуса Христа, в Евангелие и покаяние (Мар.1:15; Лук.13:4-5) - внутрь человека входит Бог, и он встаёт на путь правды (1Иоан.3:9).

=4=

Павел, фарисей, "в прежней жизни" неукоснительно следовавший предписаниям Закона (Флп 3:4-5) и воспринимавший праведность как заслуженную "безупречным" поведением Божью награду. Однако после того как на пути в Дамаск ему явился Иисус (Деян 9:1-2), Павел осознал, что праведным может быть только новый человек во Христе (рождённый свыше) (Еф 4:24).

=5=

Но, конечно, большая ответственность лежит на человеке:

  • "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его..." (Мф 6:33).

  • "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матф.5:20).

=6=

На пути праведного человека (рождённого свыше) постоянно встает грех, поэтому он часто нуждается в повторном обретении праведности, что возможно только через прощение. Признавая свою вину и совершая покаяние, человек вновь встает на праведный путь:

9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
(1Иоан.1:9)

Но грех настолько опасен, что Иисус сказал:

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
(Матф.5:29,30)

А за намеренный грех - нет прощения (Евр.10:26).